Рекомендации по установке дизель-генераторной установке (ДГУ)
При установке ДГУ следует иметь в виду несколько важных моментов, которые позволят исключить проблем при эксплуатации.
На сегодняшний день нами накоплен некий отрицательный опыт работы по договорам, в которых не были учтены те самые аспекты, о которых ниже пойдет речь. Например:
· разработка проекта, согласование, ввод в эксплуатацию заняли 2 года из-за не предоставления Заказчиком исходных данных.
· работы по согласованию были оговорены устно и не были описаны в договоре. В результате работы по согласованию были начаты спустя год.
· в зону нашей ответственности попал узел учета. Стоимость выросла на 850 тыс. руб.
· Заказчик – арендатор, сетями не владеет. Три выезда на объект, предпроектные проработки. Все работы оказываются впустую.
1. Для того, чтобы установить у себя на объекте электростанцию, заказчику следует:
1.1. Получить разрешение на присоединение ТЭП (технологической электростанции потребителя) у электроснабжающей организации, если планируется параллельная работа с сетью (ТУ на присоединение ТЭП с параллельной работой). Без параллельной работы с сетью разрешение не требуется с декабря 2013 года.
1.2. Получить ТУ у других сетевых организаций (при необходимости). Имеется в виду газоснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, радиотрансляция и т.д.)
1.3. Разработать проект (основного, либо аварийного) питания.
1.4. Произвести экспертизу по промбезопасности (если это промопасный объект в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов")
1.5. Согласовать этот проект в надзорных органах.
1.6. Произвести строительные и монтажные работы в соответствии с проектом.
1.7. Произвести пуско-наладочные работы. Для оборудования с передачей тепла в теплосеть Заказчика в соответствии с утвержденной Ростехнадзором программой ПНР.
1.8. Переоформить Акты разграничения (балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) с электросетевой компанией.
1.9. Предъявить объект Ростехнадзору для получения Акта-осмотра и разрешения на эксплуатацию (с 2010 года оформляются такие документы).
2. Кто бы ни был собственником объекта (земельный участок, здание, сооружение), наше оборудование (ДГУ или ДГУ) внедряется в существующие сети (вода, канализация, газ, электричество), поэтому настоящим Заказчиком может быть только хозяин этих сетей, что подтверждается соответствующими договорами (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение). Заказчик должен понимать, что для согласования будущего проекта мы у него попросим договоры с сетевыми организациями с приложением соответствующих Актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Если договора нет – вы не Заказчик.
Частный случай: имеем дело с Арендатором, который хочет установить аварийную станцию. Ему следует стать либо Абонентом сетевой компании, либо заключить субабонентский договор с Абонентом. Без этого Арендатор не имеет имущественного отношения к электросетям. У него нет сетей и не к чему пристраивать аварийное питание. Вопрос аварийного питания может решать только Арендодатель, т.е. владелец сетей.
Это если по закону. Вне закона можно использовать аварийные станции «по партизански». Без проектов, согласований и допусков в эксплуатацию. Однако в этом случае предусмотрена некоторая административная ответственность:
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
«Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
3. Проектирование – это особая тема.
3.1. Оно не может быть начато без исходных данных (ИД), которые обязан предоставить Заказчик. И эта обязанность Заказчика должна быть прописана в будущем договоре. Перечень исходных данных разработан. Даже небольшая неопределенность в исходных данных может привести к необходимости пересчитать и переписать весь проект. Бывает, и не один раз, поэтому сначала исходные данные затем все остальное.
3.2. Для объектов с газопотребляющим оборудованием самым важным из ИД есть ТУ от газоснабжающей организации на присоединение газа. Отсутствие ТУ может говорить об отсутствии лимитов на газ. Оформление этих лимитов может занять до 1 года без гарантии получения этих лимитов.
3.3. При определении границ проектирования следует особое внимание обратить на коммерческие узлы учета, особенно по электроэнергии. Дело в том, что с 2008 года действуют новые требования ОАО «ПСК» к коммерческим узлам. Стоят они теперь около 1000 тыс. руб. для двух узлов электроэнергии вместе с проектом «АИИСКУЭ». Просто нужно учесть это в стоимости договора. Однако, необходимость в проекте АИИСКУЭ начинается при выделенной мощности на весь объект от 700 кВА. Граница проектирования нами определяется до узла учёта.
3.4. Для заземления электроустановок Заказчика достаточно заземляющего контура с сопротивлением ≤10 Ом, а для нас же (заземление нейтрали генератора напряжением до 1000В) требуется ≤4 Ом, поэтому не любой заземляющий контур Заказчика нам подходит. Контур заземления готовы выполнить самостоятельно и готовы оговаривать отдельно, что повлечет за собой согласование с владельцем земельного участка, ордер на производство земляных работ, траншея, заземлители, засыпка, асфальт и т.д. Все это относится и к кабельным линиям для случая подземной прокладки.
3.5. При размещении топливной емкости подземно в расчете стоимости емкости следует учитывать не только объем, но и особенности конструкции емкости. Она должна быть двустенной.
3.6. При проектировании промопасных объектов (см. п.4) обязательно разрабатывается раздел «Инженерно-технические мероприятия ГО ЧС». Этот раздел пишет только специализированная подрядная организация. Срок – 1 месяц, стоимость – 300-500 тыс. руб. Однако, этой подрядной организации нужно предоставить ТЗ от МЧС для разработки данного раздела. Это ТЗ у МЧС должен своевременно запросить Заказчик и предоставить нам.
3.7. Роспотребнадзор (п.5.2.4.) отличает аварийные ДГУ от резервных. Резервные ДГУ предназначены для питания нагрузок при нехватке выделенной Заказчику мощности от электроснабжающей организации. Таким образом, они рассматриваются, как основные ДГУ, а значит к ним предъявляются санитарные требования по выбросам и шуму. Аварийные ДГУ предназначены для работы на время временного отсутствия основного питания. Для них и выбросы, и шум не нормируются. Для аварийных ДГУ проектирование дымовых труб не обязательно, только по требованию Заказчика.
3.8. Стоимость проектирования зависит от многих факторов, но обычно составляет 8÷10% от стоимости поставки. Для дорогих объектов – меньше, для дешевых – больше.
3.9. Срок проектирования отсчитываться не только от предоплаты, но и от предоставления Заказчиком полных ИД.
4. Экспертиза промбезопасности требуется, когда имеем дело с промопасными объектами.
4.1. Что это за объекты? Есть три признака промопасности. Достаточно одного из них:
4.1.1. Использование газа в качестве топлива
4.1.2. Температура теплоносителя больше 1150С
4.1.3. Давление пара больше 0,07 МПа.
4.2. Экспертизу может сделать любая организация, уполномоченная Ростехнадзором на эту деятельность. Затем, если положительное заключение получено, его должно утвердить местное (для объекта) отделение Ростехнадзора. Из практики можно сказать, что если объект в Казани, то экспертизу лучше сделать тоже в Казани. Казанский Ростехнадзор легче ее утвердит.
4.3. Если объект – это БКАЭС с ГПА, то можно его рассматривать не как ОБЪЕКТ, а как единичное ИЗДЕЛИЕ. В этом случае Заказчику надо дать Разрешение Ростехнадзора на применение этого ИЗДЕЛИЯ на территории России.
4.4. Экспертизы промбезопасности будет достаточно только, если планируется техническое перевооружение предприятия и наименование проектной документации так и прописано, как техническое перевооружение...
4.5. В противном случае необходимо учитывать, что проектируется строительство промопасного объекта и, соответственно, проектная документация должна пройти экспертизу согласно Градостроительного кодекса в Госэкспертизе и проектирование должно проходить в две стадии ПД и РД совместно с инженерными изысканиями.
4.6. При обсуждении любых поставок на промопасные объекты, либо поставок самих промопасных ИЗДЕЛИЙ следует учитывать экспертизы, Разрешения и т.д., так как это стоит денег (800÷1700 тыс. руб.) и требует времени (от 2-х до 6-и месяцев).
4.7. Нарушения в этой области тоже караются (КоАП РФ):
Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
«3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
5. Согласование проекта практически всегда сопровождает проектирование.
5.1. Для согласования проекта тоже требуется исходно-разрешительная (ИРД) документация, которую должен предоставить Заказчик. И эта обязанность предусматривается в будущем договоре. Список ИРД разработан достаточно подробно.
5.2. Согласование проводится с организациями, для которых ДГУ оказывается в зоне надзора. Вот эти организации:
5.2.1. Кабельные сети (в С-Пб это Филиал ОАО «Ленэнерго» «Кабельные сети»)
5.2.2. Газоснабжающая организация, если ТЭП необходим газ в качестве топлива.
5.2.3. Роспотребнадзор (только для основных и резервных ТЭП, см. п. 3.5.)
5.2.4. Другие сетевые организации (при необходимости, см. п. 1.2.)
5.3. Согласование отнимает от 1 до 2,5 месяцев в зависимости от сложности проекта.
На сегодняшний день нами накоплен некий отрицательный опыт работы по договорам, в которых не были учтены те самые аспекты, о которых ниже пойдет речь. Например:
· разработка проекта, согласование, ввод в эксплуатацию заняли 2 года из-за не предоставления Заказчиком исходных данных.
· работы по согласованию были оговорены устно и не были описаны в договоре. В результате работы по согласованию были начаты спустя год.
· в зону нашей ответственности попал узел учета. Стоимость выросла на 850 тыс. руб.
· Заказчик – арендатор, сетями не владеет. Три выезда на объект, предпроектные проработки. Все работы оказываются впустую.
1. Для того, чтобы установить у себя на объекте электростанцию, заказчику следует:
1.1. Получить разрешение на присоединение ТЭП (технологической электростанции потребителя) у электроснабжающей организации, если планируется параллельная работа с сетью (ТУ на присоединение ТЭП с параллельной работой). Без параллельной работы с сетью разрешение не требуется с декабря 2013 года.
1.2. Получить ТУ у других сетевых организаций (при необходимости). Имеется в виду газоснабжение, водоснабжение, канализация, теплоснабжение, радиотрансляция и т.д.)
1.3. Разработать проект (основного, либо аварийного) питания.
1.4. Произвести экспертизу по промбезопасности (если это промопасный объект в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов")
1.5. Согласовать этот проект в надзорных органах.
1.6. Произвести строительные и монтажные работы в соответствии с проектом.
1.7. Произвести пуско-наладочные работы. Для оборудования с передачей тепла в теплосеть Заказчика в соответствии с утвержденной Ростехнадзором программой ПНР.
1.8. Переоформить Акты разграничения (балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности) с электросетевой компанией.
1.9. Предъявить объект Ростехнадзору для получения Акта-осмотра и разрешения на эксплуатацию (с 2010 года оформляются такие документы).
2. Кто бы ни был собственником объекта (земельный участок, здание, сооружение), наше оборудование (ДГУ или ДГУ) внедряется в существующие сети (вода, канализация, газ, электричество), поэтому настоящим Заказчиком может быть только хозяин этих сетей, что подтверждается соответствующими договорами (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение). Заказчик должен понимать, что для согласования будущего проекта мы у него попросим договоры с сетевыми организациями с приложением соответствующих Актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности. Если договора нет – вы не Заказчик.
Частный случай: имеем дело с Арендатором, который хочет установить аварийную станцию. Ему следует стать либо Абонентом сетевой компании, либо заключить субабонентский договор с Абонентом. Без этого Арендатор не имеет имущественного отношения к электросетям. У него нет сетей и не к чему пристраивать аварийное питание. Вопрос аварийного питания может решать только Арендодатель, т.е. владелец сетей.
Это если по закону. Вне закона можно использовать аварийные станции «по партизански». Без проектов, согласований и допусков в эксплуатацию. Однако в этом случае предусмотрена некоторая административная ответственность:
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов
«Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
3. Проектирование – это особая тема.
3.1. Оно не может быть начато без исходных данных (ИД), которые обязан предоставить Заказчик. И эта обязанность Заказчика должна быть прописана в будущем договоре. Перечень исходных данных разработан. Даже небольшая неопределенность в исходных данных может привести к необходимости пересчитать и переписать весь проект. Бывает, и не один раз, поэтому сначала исходные данные затем все остальное.
3.2. Для объектов с газопотребляющим оборудованием самым важным из ИД есть ТУ от газоснабжающей организации на присоединение газа. Отсутствие ТУ может говорить об отсутствии лимитов на газ. Оформление этих лимитов может занять до 1 года без гарантии получения этих лимитов.
3.3. При определении границ проектирования следует особое внимание обратить на коммерческие узлы учета, особенно по электроэнергии. Дело в том, что с 2008 года действуют новые требования ОАО «ПСК» к коммерческим узлам. Стоят они теперь около 1000 тыс. руб. для двух узлов электроэнергии вместе с проектом «АИИСКУЭ». Просто нужно учесть это в стоимости договора. Однако, необходимость в проекте АИИСКУЭ начинается при выделенной мощности на весь объект от 700 кВА. Граница проектирования нами определяется до узла учёта.
3.4. Для заземления электроустановок Заказчика достаточно заземляющего контура с сопротивлением ≤10 Ом, а для нас же (заземление нейтрали генератора напряжением до 1000В) требуется ≤4 Ом, поэтому не любой заземляющий контур Заказчика нам подходит. Контур заземления готовы выполнить самостоятельно и готовы оговаривать отдельно, что повлечет за собой согласование с владельцем земельного участка, ордер на производство земляных работ, траншея, заземлители, засыпка, асфальт и т.д. Все это относится и к кабельным линиям для случая подземной прокладки.
3.5. При размещении топливной емкости подземно в расчете стоимости емкости следует учитывать не только объем, но и особенности конструкции емкости. Она должна быть двустенной.
3.6. При проектировании промопасных объектов (см. п.4) обязательно разрабатывается раздел «Инженерно-технические мероприятия ГО ЧС». Этот раздел пишет только специализированная подрядная организация. Срок – 1 месяц, стоимость – 300-500 тыс. руб. Однако, этой подрядной организации нужно предоставить ТЗ от МЧС для разработки данного раздела. Это ТЗ у МЧС должен своевременно запросить Заказчик и предоставить нам.
3.7. Роспотребнадзор (п.5.2.4.) отличает аварийные ДГУ от резервных. Резервные ДГУ предназначены для питания нагрузок при нехватке выделенной Заказчику мощности от электроснабжающей организации. Таким образом, они рассматриваются, как основные ДГУ, а значит к ним предъявляются санитарные требования по выбросам и шуму. Аварийные ДГУ предназначены для работы на время временного отсутствия основного питания. Для них и выбросы, и шум не нормируются. Для аварийных ДГУ проектирование дымовых труб не обязательно, только по требованию Заказчика.
3.8. Стоимость проектирования зависит от многих факторов, но обычно составляет 8÷10% от стоимости поставки. Для дорогих объектов – меньше, для дешевых – больше.
3.9. Срок проектирования отсчитываться не только от предоплаты, но и от предоставления Заказчиком полных ИД.
4. Экспертиза промбезопасности требуется, когда имеем дело с промопасными объектами.
4.1. Что это за объекты? Есть три признака промопасности. Достаточно одного из них:
4.1.1. Использование газа в качестве топлива
4.1.2. Температура теплоносителя больше 1150С
4.1.3. Давление пара больше 0,07 МПа.
4.2. Экспертизу может сделать любая организация, уполномоченная Ростехнадзором на эту деятельность. Затем, если положительное заключение получено, его должно утвердить местное (для объекта) отделение Ростехнадзора. Из практики можно сказать, что если объект в Казани, то экспертизу лучше сделать тоже в Казани. Казанский Ростехнадзор легче ее утвердит.
4.3. Если объект – это БКАЭС с ГПА, то можно его рассматривать не как ОБЪЕКТ, а как единичное ИЗДЕЛИЕ. В этом случае Заказчику надо дать Разрешение Ростехнадзора на применение этого ИЗДЕЛИЯ на территории России.
4.4. Экспертизы промбезопасности будет достаточно только, если планируется техническое перевооружение предприятия и наименование проектной документации так и прописано, как техническое перевооружение...
4.5. В противном случае необходимо учитывать, что проектируется строительство промопасного объекта и, соответственно, проектная документация должна пройти экспертизу согласно Градостроительного кодекса в Госэкспертизе и проектирование должно проходить в две стадии ПД и РД совместно с инженерными изысканиями.
4.6. При обсуждении любых поставок на промопасные объекты, либо поставок самих промопасных ИЗДЕЛИЙ следует учитывать экспертизы, Разрешения и т.д., так как это стоит денег (800÷1700 тыс. руб.) и требует времени (от 2-х до 6-и месяцев).
4.7. Нарушения в этой области тоже караются (КоАП РФ):
Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
«3. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»
5. Согласование проекта практически всегда сопровождает проектирование.
5.1. Для согласования проекта тоже требуется исходно-разрешительная (ИРД) документация, которую должен предоставить Заказчик. И эта обязанность предусматривается в будущем договоре. Список ИРД разработан достаточно подробно.
5.2. Согласование проводится с организациями, для которых ДГУ оказывается в зоне надзора. Вот эти организации:
5.2.1. Кабельные сети (в С-Пб это Филиал ОАО «Ленэнерго» «Кабельные сети»)
5.2.2. Газоснабжающая организация, если ТЭП необходим газ в качестве топлива.
5.2.3. Роспотребнадзор (только для основных и резервных ТЭП, см. п. 3.5.)
5.2.4. Другие сетевые организации (при необходимости, см. п. 1.2.)
5.3. Согласование отнимает от 1 до 2,5 месяцев в зависимости от сложности проекта.